У меня никогда не было проблем с выбором профессии. С раннего детства я решила быть учителем. Многие выбирают профессию учителя из-за большой любви и глубокого уважения к своей первой учительнице. И я не исключение. Свою педагогическую деятельность я начала 15 января 1991 году на том переломном моменте в истории моей страны, о котором я, как живой свидетель, рассказываю на уроках истории сегодня. Начинала работать в Целинограде. Это сегодня столица и гордость Казахстана. И снова я могу говорить на уроках, какой она была 25 лет назад и какой стала сегодня. За последние 25 лет именно в области образования и науки произошли такие кардинальные изменения, какие не происходили ни в одной системе. Мы живём в эпоху величайших изобретений. Остаётся лишь завидовать нашим детям, которые имеют возможность пользоваться теми удобствами, которые предоставляют эти технологии. Нам педагогам приходиться поспевать за ними и не бояться спросить, посоветоваться. Дети 21 века, века технологии и информации, сегодня в потоке всех событий. Их не проведёшь, они все чувствуют, все знают.
На сегодняшний день я учитель истории школы-гимназии №8. В этом году ей исполняется 76 лет. Это базовая ведущая школа. За годы своего существования она выпустила не один десяток золотых и серебряных медалистов, десять выпускников, окончивших школу на знак «Алтын белгі». Как птенцы покидают гнезда, так наши выпускники покидают родную школу. Думаю, нам есть, чем гордиться. Важен может даже не процесс, важен результат. Я уверена, они стали достойными гражданами своей страны.
В педагогическом коллективе на сегодняшний день 64 учителя. Обучается около 800 детей. Любовь к детям, хотелось бы отнести к главным качествам педагогов нашей школы. Что же вообще можно делать в школе, не любя детей? Учителя, прежде всего, профессионалы, образованные и заинтересованные в конечном результате, и еще высокая внутренняя культура, уважительное отношение к учащимся. Жизненные принципы, которых придерживаюсь я и мои коллеги, заключаются в следующем: быть честным в своих делах, в общении с людьми, принципиальной и ответственной, общительной с детьми, не допуская панибратства, стараясь учитывать личность ребёнка, учить детей добру, и самим с ними учиться всю жизнь.
Что я сделала для повышения имиджа своей школы? Все, о чём меня просили коллеги, родители, ученики. Оформить кабинет, помочь в проведении открытого урока, консультировать родителей по вопросам учебы - не вопрос. Субботники, походы, праздники и мероприятия… Главное предназначение учителя обучать и воспитывать. И даже больше воспитывать. Ну и что, что он слабо учится, но зато он очень добрый и приветливый.
Я убеждена, каждый ребёнок в душе художник, точно подмечающий всё происходящее вокруг него, способный отразить это в своих словах и поступках. Я часто задаю для себя вопрос: кем я должна быть для подростков? Учителем-ментором или учителем-другом? И каждый раз прихожу к выводу, что важнее для подростков сегодня быть другом, который, восполняя дефицит общения детей со взрослыми, способен через общение открыть для себя окружающий мир. Для меня в процессе общения с ребятами нет мелочей: будь то простое приветствие, диалог с ребёнком, отношение ребёнка к работе, выставление оценки, комментарий. А что значит быть учителем? Меняются дети, меняться и нам вместе с ними. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Нести за них ответственность. Именно дружеское участие, живое, доверительное общение с детьми, пожалуй, - одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы. Учитель должен не «работать с детьми», а «делить радости и печали, взлёты и падения, не допуская фальши в отношениях». Я думаю, что кроме знаний, которые по-прежнему дает школа учащимся, воспитание и развитие личности должно основываться на принципах общечеловеческой морали и нравственности. И здесь каждый учитель, в меру своих способностей и понимания, пытается что-то сделать.
Каждому человеку, когда-то приходится отвечать на вопросы: для чего я живу, что мне дорого, что важно, без чего не могу обойтись? Размышляя о своём педагогическом пути, не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Это дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах учеников. Я не работаю учителем, я - учитель. И встречая своих учеников, которые давно закончили школу, я продолжаю быть их учителем и другом. Какой же ещё вклад я могу внести в развитие своей школы, кроме того, что я уже написала? Наверное, лучший вклад, это быть хорошим учителем.
Хочется свои размышления закончить словами Мариэтты Шагинян о том, каким должен быть настоящий учитель: «В тысячах неуловимых оттенков передаётся этот культурный резерв учителя... молодому, светлому восприятию учеников во всём его оружии хорошей благовоспитанности, хорошего образования, хорошего вкуса, когда сам учитель одним своим бытием прибавляет аромата и увлекательности уроку, - в этих как будто побочных факторах и заключается истинный фон для подлинной передачи знаний». Я счастливый человек: я люблю свою профессию, детей, школу. Каждое утро я с радостью и волнением открываю двери своей школы.