О важности духовно-нравственного образования говорили ещё великие классики. Шакарим Кудайбердыулы предлагал учёным разработать и ввести, как обязательную для всех образовательных организаций «науку Совести». Можно сказать, что сегодня его мечта осуществилась, так как уроки самопознания, которые ведутся во всех образовательных школах Казахстана, - это и есть уроки совести.
Важно, что бы урок самопознания соответствовал требованиям программы НДО «Самопознание».
В помощь учителям, ведущих предмет Самопознание, предлагаю методические рекомендации по планированию и организации.
При планирование урока:
1. Тема берётся из учебника. Согласно теме остальной материал подбирает учитель. Важен творческий подход. Важно сердцем понять, что взять из учебника, а что внести нового, как подарок от учителя. (Использование дополнительного материала по теме урока, соответствующего выявляемой ценности, со ссылкой на источники информации.)
2. Необходима грамотная постановка цели урока. В цели урока должна быть отражена общечеловеческая ценность, выявляемая на уроке, и её связь с темой урока. Если затрудняетесь определить ценность, основывайтесь на рассказ или притчу.
3. В задачах урока учитель отражает качества, соответствующие выбранной общечеловеческой ценности и согласно звену. ( Настольный лист «Духовно-нравственная глубина урока», выбираем три качества, которые будем развивать).
Духовно-нравственная глубина урока - это
1. Истина
Начальное звено: говорить правду; говорить только то, что хорошо и необходимо; видеть хорошее в других; скромность; оптимизм; любознательность.
2. Любовь
Начальное звено: любовь ко всем; любовь в семье; любовь к животным; не быть эгоистом; дружба; помощь другим.
3. Праведное поведение
Начальное звено: говорить правду; выполнять обещание; гигиена и здоровье; уважение ко всем; миролюбие; послушание; смелость; честность в поступках.
4. Внутренний покой
Начальное звено: вежливость; сосредоточенность; терпение; дисциплина; практика нахождения в тишине ума; позитивность.
5. Ненасилие
Начальное звено: помогай всегда, не вреди никогда, работа в команде, единство, не обижай других, забота о ближних (людях, животных).
Далее представляю порядок использования структурных элементов урока:
· позитивный настрой (внутренний позитивный настрой вначале и в конце урока),
· домашнее задание,
· цитата позитивное высказывание,
· рассказывание историй,
· творческая, групповая деятельность - игры, инсценировки, «круглые столы», создание плакатов, рисование, сочинение стихов, песен, поделки и т.д.,
· музыка и пение хором,
· заключительная минутка тишины.
Структурная и содержательная цельность урока основана на выявлении общечеловеческой ценности, указанной в цели урока и направлена на развитии качеств, определенных в задачах урока.
Используемая литература
1. Руководство для учителя. Базовый уровень – Алматы: ННПООЦ«Бөбек», 2015 г.